В течение марта белорусские СМИ неоднократно сообщали, что в белорусский Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в г. Гомель регулярно прибывают российские солдаты, которые дислоцируются в Чернобыльской зоне отчуждения.

Очередная свежая партия переопромінених военнослужащих (7 пассажирских Пазов) прибыла к гомельского радиационного центра 30 марта.

Российская захватническая армия зашла на территорию зоны отчуждения и на аварийную Чернобыльскую атомную станцию в первый день войны - 24 февраля. На следующий день Украина зафиксировала точечное повышение радиационного фона. Предположительно, это произошло из-за передвижения тяжелой техники, которая подняла облака радиоактивной пыли в воздух. Вечером 25 февраля доступ специалистов к датчикам был потерян.

Позже в сети появилось видео, на котором видно, как российские войска окапываются в районе "Рыжего леса" - места захоронения деревьев, что после аварии на ЧАЭС приняли на себя самую большую дозу радиации. Участок считается одним из самых радиоактивно загрязненных в Зоне отчуждения. Осуществляя там "земельные работы", оккупационные войска получают не только мощное гамма-облучение, но еще и поражение альфа - и бета-частицами.

Эти частицы наносят вред, попадая внутрь организма через дыхательные пути или пищевод. Мгновенное облучения, превышающей пороговые значения, может нарушить функционирование тканей и/или органов и может вызвать острые реакции, такие как покраснение кожи, расстройство желудка, рвота, выпадение волос или радиационные ожоги. Все это может свидетельствовать о развитии у пострадавшего лучевой болезни. Вероятно, именно такие симптомы проявлялись у солдат, которых доставили 30 марта в гомельский центр.

Более низкодозированное облучение не обнаруживается мгновенно, но приводит к долгосрочным последствиям, таким как онкологические заболевания, появление которых может проявиться спустя годы и даже десятилетия.

Важно, что радионуклиды, которые попадают внутрь организма, не выводятся и имеют тенденцию к накоплению в костных и мышечных тканях. Чем дольше российская армия будет продолжать окапываться на территории Зоны отчуждения, тем с более тяжелыми последствиями будут сталкиваться ее солдаты.

С другой стороны, в течение первого месяца войны, подразделения российской армии постоянно находились в Зоне отчуждения, используя ее как временную военную базу. При этом вся военная техника, общее количество которой за месяц составило несколько сотен единиц, долгое время находилась в пределах территории, имеющей самый высокий уровень радиационного загрязнения а также проезжала десятки километров по бездорожью там, где последние 30 лет вообще не допускали передвижения транспорта.

Таким образом, отвод войск РФ превратился в транспортировку радиации из Чернобыля в российские и белорусские военные базы. Наиболее вероятным местом передислокации выведенной из Украины зараженной техники является база "Веселая Лопань" возле г. Белгорода. Поэтому радиация в настоящее время транспортируется в г. Белогород.

Вероятно, именно этот случай является крупнейшим после 1986 года прецедентом распространения радиации за пределы зоны отчуждения. В дальнейшем солдаты РФ и Беларуси будут подвергаться радиационному облучению, находясь в зараженной технике или рядом с ней. Такая техника теперь навсегда останется своего рода проклятой для русской армии, с которой уже невозможно смыть или иным образом убрать заражение радиацией.